UMGUM.COM (лучше)

День девятнадцатый ( На юг, против ветра грейдером - на запад, вдоль участка РЖД в Казахстане. )

23 мая 2012  (обновлено 31 января 2015)

Пройдено 64 (шестьдесят четыре) километра, за 8 (восемь) часов движения.

Ключевые точки: Берёзовая роща в пятнадцати километрах от села Алаколь, неподалеку от солёного озера Куртсор, размокшая грунтовая дорога, разбитая асфальтовая дорога, село Алаколь (мимо), грунтовый грейдер, село Антоновка, степная дорога, Валиханово, служебная дорога вдоль железнодорожного полотна.

Условия: В первой половине пути ветер встречный, юго-западный, сильно мешающий движению. Во второй половине несущественный, под прикрытием железнодорожной насыпи. Погода ясная, небо в редких облаках. Покрытие дорог везде приемлемое.

Прошедшей ночью в небе разразилось настоящее светопреставление - сверкала молния, грохотал гром. До утра с переменным успехом шёл дождь. Проснувшись, выглянул наружу и решил было, что мне обеспечен ещё один день отдыха:

размер: 320 400 640 800 1024 1280
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: на поляне берёзовой рощи неподалеку от Алаколя.

Прогулялся по поляне, высматривая просветы в небе, но ничего утешительного не нашёл. Кстати, посмотрите, какой должна быть обувь для движения в лесу - с непромокаемой передней оконечностью. Представляете, если бы впереди не было окантовки из плотного материала? Кроссовки промокли бы насквозь:

1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: правильная обувь после ходьбы по мокрой траве.

Я позавтракал и завалился спать, однако часам к одиннадцати дня солнце и ветер согнали тучи с небес и мне представилась возможность продолжать движение. Что я и сделал. Попытался ехать по грунтовой дороге, но почва напиталась влагой и колёса велосипеда в неё проваливались. Пришлось выбраться на то нечто, смесь разбитого асфальта и грунтовой гравийки, что шло насыпью:

20120523. Железинскими грейдерами: дорога Новокузьминка-Алаколь.
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: дорога Новокузьминка-Алаколь.

Ещё в относительной низинке лицо ощущало встречный ветер, но стоило выбраться наверх, как стало ясно - легко сегодня не будет. Западный ветер тёк навстречу плотно и непрерывно. Видимо, гроза не просто спустилась ниоткуда, а была пригнана издалека большим изменением давления.

Пока ещё полный сил я пробивался к Алаколю. Там планировалось подвернуть ещё западнее и пройти вдоль границы сёлами Октябрьское, Лесное, Урлютюб, Раздельное и заночевать на берегу реки Иртыш. Однако, когда я добрался до села Алаколь, развилки с дорогой, поворачивающей западнее, не обнаружилось. Я всё ждал, что таковая вот-вот появится, но оказалось, что дорога на запад проходила через Алаколь, заезжать в который я не стал, не испытывая в этом необходимости. Итак, когда спустя пару километров стало ясно, что поворота на запад я не увижу, мне не захотелось возвращаться, а потом забирать ещё круче под ветер, и решено было двигаться южнее, до Антоновки, потом на Валиханово - откуда уже вдоль полотна железной дороги выбираться севернее, к первоначальной маршрутной нитке:

20120523. Железинскими грейдерами: дорога Алаколь-Антоновка.
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: дорога Алаколь-Антоновка.

Дорога к Антоновке понемногу забирала южнее, западный ветер уже не так мешал двигаться и дело в целом пошло веселее. В Антоновке нашёл магазинчик и прикупил ставшую привычной упаковку сока:

20120523. Железинскими грейдерами: магазинчик в селе Антоновка.
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: магазинчик в селе Антоновка.

Когда я уже двигался на выезд из села ко мне обратился мужчина с мальчиком, его сыном. Кроме проявления обычного интереса он попросил меня подтвердить, что - да, я путешественник. Так необычно; видимо сын его не верил, что я откуда-то издалека, и папа хотел дать ему возможность убедится в реальности того, что обычно только в телевизоре показывают:

20120523. Железинскими грейдерами: в селе Антоновка.
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: в селе Антоновка.

Далее проехал центральной улицей, свернул в переулок по азимуту на Валиханово и уехал из Антоновки:

20120523. Железинскими грейдерами: административный центр села Антоновка.
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: административный центр села Антоновка.

20120523. Железинскими грейдерами: берёзовая роща на задворках села Антоновка.
1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: берёзовая роща на задворках села Антоновка.

К этому времени земля впитала дождевую воду, испарив часть влаги с поверхности и пять километров до Валиханово - железнодорожного посёлка - я добрался довольно быстро, на скорости около 20 км/ч:

1280x960 • 20120523. Железинскими грейдерами: дорога из Антоновки в рабочий посёлок Валиханово.

Валиханово - рабочий посёлок. Здесь все работают на РЖД (Российские Железные Дороги), где платят рублями и требуют во всём аккуратности и порядка. Улицы чистые, дома крепкие, заборы покрашены - лепота, даже игровые площадки для детей сооружены:

20120523. Вдоль РЖД: в посёлке Валиханово.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: в посёлке Валиханово.

У одного из домов, как раз там, где замечена была игровая площадка, я попросил местного жителя наполнить водой мои ёмкости. В процессе был приглашён на чашку чая. Не отказался. Разговоры подтвердили моё первое впечатление - да, посёлок рабочий, работают на Россию. Живут неплохо, во всяком случае такого вопиющего развала, как в степных или полеводческих деревнях, не замечается.

Перед тем, как ехать дальше, завернул на вокзал. Обратите внимание на магазин при станции. У него нет названия, типа распространённых повсеместно: "Маргарита", "Зульфия", "Арман" или "Светлана" - просто "Магазин":

20120523. Вдоль РЖД: в посёлке Валиханово, магазин у железнодорожной станции.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: в посёлке Валиханово, магазин у железнодорожной станции.

Раньше здесь была полноценная станция, но после разделения СССР поезда стали проходить транзитом и здание вокзала законсервировали:

20120523. Вдоль РЖД: в посёлке Валиханово, законсервированное здание вокзала.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: в посёлке Валиханово, законсервированное здание вокзала.

Человек у необычного УАЗ-ика, с будкой, укреплённой в кузове, приветственно поднявший руку - Руслан, сын хозяина, поившего меня сегодня чаем:

20120523. Вдоль РЖД: путейские рабочие посёлка Валиханово.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: путейские рабочие посёлка Валиханово.

Кстати, сегодня меня привечали в последний раз в этой поездке. В дальнейшем, по мере продвижения к северу, к выходу на омскую трассу, местные жители становились всё более и более озабочены своими делами - настолько, что порой даже не обращали на меня внимания. Оно и заметно было, что к северу занятий у людей больше, они все спешат успеть их переделать, чтобы сразу подхватить новые объёмы работ.

Далее на запад я двигался вдоль железнодорожного полотна РЖД:

20120523. Вдоль РЖД: неподалеку от посёлка Валиханово.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: неподалеку от посёлка Валиханово.

Уютная служебная дорога, периодически выравниваемая спец-техникой, хорошо накатанная, укрытая от ветра насыпью и лесопосадками - катить по ней удовольствие:

20120523. Вдоль РЖД: служебная дорога вдоль железнодорожных путей.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: служебная дорога вдоль железнодорожных путей.

Километров через пятнадцать от Валиханово обратил внимание на "домик" в симпатичной рощице. И ведь пользуются им только немногочисленные рабочие полустанка - однако порядок един для всех, нужно поддерживать строения предприятия в единообразно хорошем состоянии:

20120523. Вдоль РЖД: строение "МЖ" на станции Турсумбай.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: строение "МЖ" на станции Турсумбай.

Оказалось, что это станция Турсумбай. Видимо раньше она функционировала по своему назначению (построено в 1960), а с распадом "союза" была законсервирована:

20120523. Вдоль РЖД: законсервированное здание вокзала станции Турсумбай.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: законсервированное здание вокзала станции Турсумбай.

Вообще, на РЖД, во всяком случае на этом участке, всё очень аккуратно. Посмотрите, как проработан в деталях переезд:

1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: переезд через железнодорожное полотно неподалеку от станции Турсумбай.

А вот, посмотрите, водосток под полотном; не то, чтобы мусора нет - даже трава выщипана:

20120523. Вдоль РЖД: водосток под железнодорожным полотном.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: водосток под железнодорожным полотном.

Время к вечеру и нужно было искать место для ночлега:

20120523. Вдоль РЖД: скоро закат, пока искать место для стоянки.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: скоро закат, пока искать место для стоянки.

Почти везде вдоль железной дороги земли были распаханы. В основном вдоль полотна высажена относительно тонкая полоска деревьев, задерживающая снег зимой, в которой на ночёвку не устроишься. Изредка встречались рощи берёз покрупнее. В одной из таких я нашёл низинку и разбил там палатку:

20120523. Вдоль РЖД: въезд в берёзовую рощицу у железнодорожного полотна.
1280x960 • 20120523. Вдоль РЖД: въезд в берёзовую рощицу у железнодорожного полотна.

Под вечер опять разбушевались комары. Облаком кружились, не давая шансов отмахаться. Я просто периодически, раз в минуту, проводил рукой по щеками и шее (все остальные части тела были скрыты одеждой) и стряхивал с ладони по нескольку десятков кровавых трупиков.

Переход к описанию двадцатого дня поездки.

Заметки и комментарии к публикации:

Оставьте свой комментарий ( выразите мнение относительно публикации, поделитесь дополнительными сведениями или укажите на ошибку )